Опубликовано: 10.03.2013
Просмотров: 8423

Зося Родкевич: «трагикомедия глазами очевидцев»

Документальная история о протестном движении в России.
В последний день зимы в Берлине состоялся показ документального фильма «Зима, уходи!», на который собралось не менее 300 человек. Cреди них было немало немцев. 80 с лишним минут фильма с первых кадров погрузили зрителей в атмосферу сегодняшней России с её безысходностью и надеждой одновременно. С Зосей Родкевич, одной из десяти режиссёров, снимавших эту документальную ленту в течение нескольких месяцев, я познакомилась во время показа. На следующий день мы встретились, чтобы поговорить о фильме и не только.

Зося Родкевич: «трагикомедия глазами очевидцев»

Ну и как обычно хотелось бы начать с вопроса: «Как вообще всё это «закрутилось»?». То есть в данном случае интересен весь путь от идеи до готового продукта...

Российская «Новая газета» предложила Марине Разбежкиной, это наш мастер, такую историю - снимать всё, что происходит. Как раз это было время перед выборами в Госдуму, потом сами выборы, где были зафиксированы фальсификации. Вдруг неожиданно народ, который никогда не выходил, стал выходить на улицы с протестами. Так и появилась идея - снять кино об этих событиях. Но когда мы начали снимать, то поняли, что это всё растянется, и решили делать большой фильм, который создавали десять человек. Было очень много событий, происходивших одновременно. Много героев. Поэтому одному человеку всё это было не осилить. Мы, все студенты одной школы, кто-то был постарше, кто-то с одного с нами курса, объединились для этого проекта. Разбежкина нас курировала, помогала, и в итоге у нас получилось такое кино.

Так поэтому у ленты так много режиссёров?

В том числе и поэтому.

Вы сами в восторге от результата? Могли ли вы предположить тогда, что получится очень интересная вещь, моментами смешная, моментами трагическая?

Ещё в процессе съёмок мы понимали, что получится очень крутая история и хороший результат. И для меня это был новый опыт, необычная ситуация, когда твой проект начинают поддерживать фестивали. И много людей уже знают, что это за фильм.

В каком году вы его завершили?

В прошлом году, в апреле. Хотели выпустить к инаугурации. Я сейчас точно не помню, по-моему мы чуть-чуть опоздали.

Был какой-то премьерный показ в Москве или фильм сразу на фестивали пошёл?

Было три или четыре показа в Москве. Дело в том, что у нас нет прокатного удостоверения и поэтому мы показываем этот фильм на разных культурных и гражданских мероприятиях. Ну и фестивальные показы в каких-то особых рубриках или же в рамках конкурса.

Каких мнений было больше: в поддержку фильма или наоборот?

Ну, это мне сложно сказать так сразу. Для нас самое главное было внести в «летопись» дух времени и энергетику, которая тогда присутствовала. И мы её, образно говоря, поместили в «баночку с плёнкой», в бабину. И чтобы она, когда начинается кино, распылялась на людей. В принципе, я вижу, что это работает. Фильм смотрится на одном дыхании, хотя это достаточно сложно смотреть длинный фильм с множеством персонажей. Но зрителей это увлекает и держит.

А фестивали охотно берут такие истории?

Сейчас многие интересуются Россией. Все слышали, что что-то было, какие-то митинги, что-то с Путиным... Фестивали в принципе всё время разыскивают нас и приглашают.

Какие награды получил ваш фильм?

У нас есть русские награды, забайкальский кинофестиваль. Номинаций больше, чем призов. В Португалии получили один приз. И всё. Фильм принимал участие в фестивалях:
Locarno Film Festival 2012, DOK Leipzig 2012, IDFA 2012
Призы: "Лучший дебют" - LEFF (Лиссабон) 2012, "Лучшая режиссура" - Забайкальский международный фестиваль 2012, "Лучший российский фильм" - фестиваль "Текстура" 2012, Приз зрительских симпатий - фестиваль "Московская премьера" 2012.

Что-то ещё планируете делать на эту тему?

Есть такой проект в России, называется «Срок», его делают два документалиста Расторгуев и Костомаров. Эта такая история, которую они начали снимать на Болотной Площади 6 мая. Сначала было задумано делать полнометражный фильм. Потом режиссёры поняли, что людей интересуют подобные вещи только пока они актуальны. Поэтому было принято решение продолжать этот проект в виде небольших репортажей, продолжительностью 5-6 минут, по стилю похожих на «Зима, уходи!». Я с ними с лета начала работать и эта история продолжалась до Нового Года пока к Костомарову не пришли люди с обыском и не потребовали исходники. Проект пришлось прикрыть. Но наша команда перешла на сайт лента.ру, где есть такой подкаст - лента док, на котором мы продолжаем этот проект. Это не совсем кино, скорее видеодокументы.

Не страшно связываться с такой деятельностью? Это ведь бывает иногда опасно для жизни...

Вы имеете ввиду спецслужбы? Сейчас стало опасно тем, что люди могут просто так попасть за решётку. После этого Болотного Дела, как у нас его называют. Человек пришёл в первый раз на митинг, к примеру, просто посмотреть, и его могут забрать. Страшно всё сейчас, но всё же хочется делать всё, что интересно и всё, что можешь. И не бояться.
Для меня, как для человека, который в России не жил никогда, это было всё очень интересно смотреть. И в конце фильма появилось ощущение такой безысходности. Казалось, что ничего нельзя изменить, и что люди зря надеются на чудо или что-то ещё.

Мы ещё в процессе создания решили, что это получится, скорее, трагикомедия. Когда монтировали, видели, что получается такой печальный абсурд, смех со слезами. У зрителя те же ощущения. Мы не хотели делать из этого фильма какую-то пропаганду. Некоторые люди обвиняют нас, что мы недостаточно раскрыли путинскую сторону и что мы окрашены в оппозиционные тона.

Мне кажется, что вы просто показывали всё как есть.

У нас и была такая задача изначально.

И вам это удалось. Как вообще ты считаешь, возможны ли какие-то перемены к лучшему в России?

Хочется верить. Но пока всё только хуже становится. Очень много стало политических заключённых за эти два года. Очень много стало какого-то зла от политики, от государства. «Стена» становится шире. Все больше жертв. Когда ты бьёшься, голова всё больше в крови. У меня такие ощущения от жизни там. В протестном движении тем более. Как будет дальше, не знаю. Сейчас интерес к борьбе значительно угас. Уже меньше людей стало сопротивляться, чем зимой.

Люди привыкают не бороться и не сопротивляться.

Потому что люди посмотрели и поняли, что бывает, если выйти на площадь и выразить недовольство. Ситуация только ухудшилась, стало больше посадок, ужесточились всякие законы против митингов.

Кто вас пригласил в Берлин?

У меня был показ в Гамбурге. Там человек посмотрел и связался с Сашей Формазовым. С осени мы решали этот вопрос, и вот мы тут.

Скажи, кроме документалистики, другие жанры тебя интересуют?

Вообще, сначала я начала интересоваться игровым кино. С момента начала учёбы я уже сделала для себя вывод, что для меня лично именно этот жанр интересен. Фильм «Зима, уходи!» - мой четвёртый документальный проект.

Ты учишься на режиссёра?

Я уже закончила Школу Документального Кино и Театра, которой руководит Марина Разбежкина. Я лично с её подачи пришла в этот проект, куда подтянулись все остальные ребята.

При монтаже не было споров, какие кадры взять, а какие - не стоит?

Все задают этот вопрос! Конечно, были. Мы складывали разные версии и было не очень просто выбирать интересные моменты. Каждый из нас сначала отсмотрел свой материал, который насчитывал несколько сотен часов, записывали, что именно войдёт в фильм.. Иногда мы настолько уставали, что просто ради шутки делали такую подборку людей, которые говорят странными голосами. Сделали такой юмористический ролик для себя, чтобы отдохнуть, посмеяться, выспаться и опять за работу. Я часто вспоминаю этот период, когда мы жили в одной квартире. И мы почти не выходили. Это было такое монтажное затворничество. Была весна. Мы сидели, это был первый этаж, и смотрели, как снега становится меньше, как приходит весна. Всё тает. Было очень увлекательно и я с ностальгией вспоминаю это время.

Что думают родители о твоей работе?

Маме очень понравилось. А папа даже однажды смотрел на канале 24 doc по телеку. Мама очень переживала за меня, когда мы ходили на митинги. И сейчас на проекте «Срок», практически приходится делать то же самое. И она очень переживает.

Когда планируете закончить этот проект?

Сейчас говорят, что в принципе всё готово и можно начинать собирать полный «метр». Правда, есть ещё досъёмки. И уже весной, в апреле-мае, будут монтировать. В конце этого или начале следующего года выйдет фильм. Сама история продолжается...


Беседу вела: Ina Mayer
Фото: Tatjana Nagorski


Зося Родкевич: «трагикомедия глазами очевидцев» Зося Родкевич: «трагикомедия глазами очевидцев» Зося Родкевич: «трагикомедия глазами очевидцев» Зося Родкевич: «трагикомедия глазами очевидцев»
Теги:
Категория: Ближе к Звездам
Russische Theater aus Moskau in Deutschland. Russische Theater online. Russisches Staatstheater online.
Путешествия по всей Европе. Авиабилеты, горящие туры, путевки
Russische Konzerte in Deutschland. Russische Konzerte und Events in Berlin
Сравнение тарифов на электроэнергию в Германии, Сравнение тарифов на в Германии, Сравнение тарифов на свет в Германии, дешевые тарифы на электричество в Германии, дешевые тарифы на свет в Германии, дешевые тарифы на газ в Германии, дешевые тарифы на элект
Immobilien in Berlin. Vermittlung von Immobilien in Berlin. Kauf und Verkauf von Immobilien in Deutschalnd