9101

Фильм „Довлатов“ произвел настоящий фурор в Берлине

„Довлатов“: о русском писателе замолвите слово

После показов более половины конкурсных фильмов уже осторожно выкристаллизовываются фавориты публики и критиков международного фестиваля Berlinale-2018. В верхней строке претендентов на премию кино-конкурса стоит имя „Довлатов“ — название нового фильма Алексея Германа мл. Этот фильм произвёл настоящий фурор не только среди русскоязычной публики, но в первую очередь среди западных журналистов. „А кто такой этот Довлатов?“ „Это не выдуманный персонаж? Не собирательный образ советского интеллигента-диссидента?“ На эти и подобные вопросы немецких коллег приходилось отвечать довольно часто. Ведь мировая премьера киноленты „Довлатов“ состоялась ранним субботним утром третьего фестивального дня.

Фильм „Довлатов“ произвел настоящий фурор в Берлине

 

„Зачем вы это сделали? Чтоб потом извиняться?“

Да, на Западе о писателе Сергее Довлатове практически никто никогда не слышал. Иосиф Бродский, Евгений Евтушенко — эти имена западной интеллигенции, как оказалось, были знакомы. Но кто такой Довлатов? О нём, но не только о русском писателе, а о русских художниках, о советской интеллигенции, о всего лишь нескольких ноябрьских днях из жизни людей в Ленинграде 1971 года снял свой лучший на сегодняшний день фильм талантливый режиссёр Алексей Герман мл. „Одна из мотиваций нашей картины было то, что мы говорим: ребята, вот так было. Вот были эти замечательные люди. Ни Бродский, ни Довлатов не были никакими диссидентами, они просто хотели заниматься своим делом. Но их выгнали из страны. Теперь вся Россия в памятниках Довлатову, Бродскому… Зачем вы это сделали? Чтоб потом извиняться?“ — сказал режиссёр, отвечая на вопросы журналистов на пресс-конференции после мировой премьеры киноленты.

 

Фильм „Довлатов“ произвел настоящий фурор в Берлине

„Баллада о неизвестном писателе“

„Оттепель закончилась, начались заморозки. Если тебя не публикуют, значит тебя нет“ — так звучит первая закадровая фраза главного героя фильма, заявляя о главном тезисе киноленты с первой минуты повествования. На фоне уже заснеженного ноябрьского города, снятого в приглушённых серо-жёлтых тонах, как сквозь клубы сигаретного дыма, возвышается огромная фигура непубликуемого писателя в антрацитово-чёрном пальто. 1971 год. Сергею Довлатову (убедительная работа сербского актёра Милана Марича) 30 лет. Он с детства знал, что станет писателем, ни о чём другом и не мечтал. Но его не публикуют. Советский литератор работает в студенческой многотиражке Ленинградского кораблестроительного института „За кадры верфям“. Все его литературные работы написаны „в стол“. Но пока он ещё надеется, что его рассказы всё же будут изданы, а вот надежда, что его брак можно спасти, уже давно иссякла. Главная забота Сергея, помимо ненужности своего писательского таланта своей же стране, раздобыть 20 рублей и купить дочери большую немецкую куклу. Куклу он так и не купит. Всего через несколько месяцев Сергей Довлатов уедет в Эстонию, а спустя несколько лет он эмигрирует в США. Навсегда. Мы об этом знаем, а немецкие коллеги только потом прочитают краткое описание биографии Сергея Донатовича Довлатова в Википедии и так и не поймут, в чём же величие главного героя, давшего название этому как „потрясающему“, так и „претенциозному“, по мнению немецких коллег, фильму“? Работе Германа даже приписали альтернативное название: „Баллада о неизвестном писателе“. Возможно, именно в названии киноленты и кроется большой просчёт создателей картины, который существенно мешает критикам воспринимать фильм как драму о конкретном русском писателе.

Фильм „Довлатов“ произвел настоящий фурор в Берлине

„Мы отдаляемся друг от друга“

Однако фильм „Довлатов“ — это не биографический рассказ о личной и творческой трагедии Сергея Донатовича. На фоне драмы главного героя рассказывается жизнь советских людей. Да, именно советских, потому что других не было. „По Солженицыну: лагерь — это ад. А я думаю, что ад — это мы,“ — говорит главный герой ленты. В фильме нет „антисоветчины“, а есть думающие талантливые герои, будь-то Довлатов или его друг Бродский, есть диалоги, монологи, звучат стихи великих русских поэтов… Алексей Герман при этом нисколько не заигрывает перед западной публикой, не кокетничает с советскими или антисоветскими штампами. И зритель за это был ему благодарен. Довлатов, опускаясь в шахту метростроя, пытается взять интервью у рабочих по заданию газеты. Но герой попадает в самое пекло трагедии советских людей. В шахте строители находят останки тел детей дошкольного возраста. Вынося тела, рабочие их считают монотонным голосом, женщины плачут. Больше 20 тел. „Им бы сейчас было по 30 лет, нет? А ведь 25 лет уже прошло…“ — на эти слова уставшей советской женщины-работницы Сергей Довлатов не знает, что ответить. Это эхо войны прозвучало в кинозале в 2018 году громко, а ведь прошло уже более 70 лет…

Ещё громче прозвучал комментарий Алексея Германа на пресс-конференции: „Беда в том, что мы очень мало знаем друг о друге. Запад плохо понимает Россию со всем хорошим и плохим, что в ней есть. Русские тоже не очень хорошо понимают Запад, не очень его чувствуют. К сожалению, с каждым годом мы отдаляемся друг от друга по обоюдным причинам. И всё меньше начинаем друг друга слышать и понимать. Это большая трагедия и мне кажется, что всё это может когда-нибудь кончиться войной. Мир сложный.“

Evgenia Grabovska

Другие статьи автора:
Russischsprachige Steuerberaterin in Deutschland. Beratung und Vertretung in steuerlichen Angelegenheiten, Beratung bei grenzüberschreitenden Wirtschaftstätigkeiten, Steuerplanung.
Immobilien in Berlin. Vermittlung von Immobilien in Berlin. Kauf und Verkauf von Immobilien in Deutschalnd
Russischsprachiger Rechtsanwalt (Advokat) in Berlin.
Juwelier und Schmuckwaren in Berlin. Russisches Gold in Deutschland. Gold und Silberankauf in Berlin.
Russischsprachiger Rechtsanwalt (Advokat) in Berlin
Заказ русских продуктов в Европе. Заказать русские продукты в Европе