Опубликовано: 24.10.2013

Ученые повернули вспять старение клеток крови

Ученые из университета Ульма (Германия) сообщили, что обнаружили молекулярный переключатель в стволовых клетках крови, который может стать ключом к замедлению процессов старения. Это исследование, опубликованное 20 октября в журнале Nature, способно помочь в поиске терапевтических подходов, направленных на омоложение этих критически важных стволовых клеток и замедление процессов старения.

Наблюдая за мышиной моделью и клеточными культурами гемопоэтических стволовых клеток, ученые обнаружили, что в «старых» ГСК происходит переключение с нормальной модели межклеточной сигнализации (канонической) на атипичный способ деятельности (неканонический). Исследователи выяснили, что этот переход вызван резким увеличением экспрессии белка Wnt5a в возрастных гемопоэтических стволовых клетках.

Когда ученые намеренно усилили экспрессию Wnt5a в молодых гемопоэтических стволовых клетках, они начали проявлять характерные признаки старения, и наоборот, при удалении белка Wnt5a из ГСК мышей клетки приобретали свойства молодых клеток.

Как отмечает ведущий автор исследования Хартмут Гейгер (Hartmut Geiger), необходимо провести еще множество дополнительных исследований, прежде чем этот подход можно будет рассматривать для лечения людей. Тем не менее, ученые полагают, что результаты их работы приведут к разработке терапевтической помощи пожилым людям, направленной на повышение их иммунитета и общего жизненного тонуса.