Литературная жизнь русского Берлина в последние годы заметно активизировалась. Наблюдается смена поколений. На сцену выходят очередные персонажи и игроки. Многих из них трудно отнести к разряду эмигрантов и даже к диаспоре, поскольку живут вновь прибывшие «на два дома» и с местными традициями связаны слабо.
Записать Содружество русскоязычных литераторов Германии в разряд новостей или причислить к племени младому и незнакомому можно лишь будучи не в курсе того, что на самом деле происходит в городе. И даже согласившись, что внешняя сторона деятельности этой писательской организации всегда отличалась спокойной динамикой, приходится признать: в текущем году она бьет рекорды и уже несколько раз становилась предметом пристального интереса и гвоздем сезона.
Достаточно упомянуть пятидневный Международный литературный фестиваль им. А. Парщикова, собравший в Берлине звезд русского литературного мира, или цикл интерактивного общения «Платформа 19». Не следует забывать и о литературных вечерах «Строчка. Строчка. Оверлок» - своеобразную малую серию (если я правильно оцениваю события), шедшую в качестве продолжения конкурсных чтений «сНежная строка», состоявшихся в январе. Она знакомила нас с разными интересными авторами, среди которых Мария Робэль, Татьяна Белонина, Надежда Дубоносова...
Важно напомнить и то, что Содружество через месяц отметит свой первый юбилей. По случаю юбилея «рассекречен» еще один сюрприз: вечеринка в духе двадцатых годов XX века - 24-го ноября в пять пополудни в клубе Blackmore's.
По поводу юбилея доносятся отголоски споров. Одни эксперты утверждают, что Содружеству десять лет. Другие знатоки возражают: дескать, почти сто, если вести отсчет от 1921 года. Ведь именно тогда в Берлине появился Союз русских писателей и журналистов – прообраз и предшественник нынешнего Содружества. А третьи, памятуя о Владимире Маяковском с его знаменитым призывом «не юбилейте!», предостерегают от заорганизованности и обособления. Возможно, что у всех своя правда. Но профессиональные творческие союзы существовали всегда и будут существовать. Так же обстоит и с разницами в эстетических предпочтениях, стилистических устремлениях и во взглядах на необходимую степень громкости и хайпа. О пагубности нарциссизма, которого в наше время способен избежать только ленивый, недавно напомнила на фэйсбуке Катя Поздеева. Сославшись на классическое высказывание К.С. Станиславского – «Умейте любить искусство в себе, а не себя в искусстве…». К сказанному можно добавить цитату из Б.Л. Пастернака о том, что «Цель творчества — самоотдача. А не шумиха, не успех…».
На этом фоне трудно усомниться в серьезности намерений Содружества, представляющего своих авторов и тем самым выполняющего свою непосредственную миссию. Подобный подход выглядит гораздо убедительнее спекулятивных и залихватских телодвижений. Они подходят более разве что для каких-нибудь выскочек и шарлатанов, не брезгующих разнузданной саморекламой без видимых на то оснований.
Так или иначе, Содружество давно провозгласило свою открытость. Оно объединило маститых и молодых, новичков и тяжеловесов. Среди них – Борис Замятин и Вадим Фадин, Марина Гершенович и Сергей Бирюков, Даниил Бендицкий и Инна Халяпина, Александр Мерлин и Наталия Хмелёва, Сергей Гладких и Александр Шмидт, Тимофей Саттаров и Рудольф Еременко, Ульяна Обыночная и Сергей Пронин.
На 20 октября намечен завершающий вечер серии «Строчка. Строчка. Оверлок». Заявлены два участника: свои произведения представят ведущие авторы Содружества - Дмитрий Драгилёв и Михаил Шлейхер. «Стихи и проза. Лед и пламень. Невероятно красивые, причудливые и загадочные, переливающиеся из одного в другой образы Дмитрия и сочная, яркая, объемная проза Михаила, которая не просто трогает душу, но крепко берет читателя за руку и ведет за собой. Новые стихи и рассказы, специально написанные для этого вечера. Вы будете первыми, кто их услышит», - сообщает Содружество.
Добавим, что Д. Драгилева известного непредсказуемыми метафорами, чье имя можно найти в книжных каталогах России и Германии, называют суровым скептиком местной литературной сцены. А М. Шлейхер, пишущий на русском и немецком, энное время считался одним из интереснейших молодых авторов земли Шлезвиг-Гольштейн по версии Литературного дома в Киле.
Ну что же, вероятно, нам остается последовать призыву, и найти время для визита к 19.00 часам в берлинскую кафе-галерею Art.City.People. А точнее - посетить подозрительно быстро вошедший в моду и имеющий два адреса (Oranienburger Str. 32 и Auguststrasse 9/10) дворик Heckmannhöfe.
Тем более, что вход на данное мероприятие вообще бесплатный. А это отрадно на фоне сравнительно дорогих билетов на лекторий, перманентно проходящий в Art.City.
Непререкаемых авторитетов сегодня нет. Но едва ли имеет смысл отрицать, что в море литературных фактов и актуальных тенденций есть тексты, заслуживающие читательского внимания и доверия. Порадуемся и этому.
Авдотий Ковробигин