7974

ИЗГИБЫ УПРЯМЫХ МЕЛОДИЙ

Как упряма зубчатая линия этой музыки... Нахлёстом, перестуком, обрывом, дёрганым ритмом она стремится и стремится куда-то, вдруг поманит простым человеческим чувством, разобьётся на всхлипы колоколец, и тут же возьмёт все намёки назад. И снова кружатся ноты в сложном смешении танца и военного марша. «Симфония в трёх частях (Symphony in Three Movements)» Игоря Стравинского, хотя на самом деле никакая не симфония, а прихотливая авторская смесь из невостребованных концертных набросков и так и не написанной музыки к фильму по католическому роману Франца Верфеля «Бернадетт», напоминает мне более всего абстрактную композицию Василия Кандинского из середины тридцатых, вот эту к примеру, «Упрямую линию» 1936 года:

ИЗГИБЫ УПРЯМЫХ МЕЛОДИЙ

Неисповедимы пути синестезической ассоциации... Но мне кажется: так может сочинять музыку – писать маслом – изощрённый искусственный интеллект уже наступающего на нас грядущего. Тридцать минут, три части, один за другим посылаются в битву стратегические резервы звукового материала... Если дикие ритмы «Весны священной» органичны для языческой хореографии Нежинского, то привязка Стравинским его сочинения ко второй мировой войне и её отдельным этапам кажется мне надуманной, как и мнимое соответствие Ленинградской симфонии Шостаковича и пятой симфонии Прокофьева. Финал: публика аплодирует восхищённо и облегчённо.

ИЗГИБЫ УПРЯМЫХ МЕЛОДИЙ

Да, сегодня есть чем восхищаться. Ведь мы на концерте одного из двух лучших мюнхенских оркестров (все остальные, при всём уважении, на этот ранг претендовать не могут): оркестра баварского радиовещания под управлением уроженца Риги Марисса Янсонса (der bayerische Rundfunkorchester unter der Leitung von Mariss Jansons). С другим нашим музыкальным отрядом – филармоническим – у меня после прихода на место дирижёра Кристиана Тилемана певца «освобождённой Пальмиры» и личного друга одного диктатора отношения не простые...

Две главные вещи хотелось бы сказать об оркестре господина Янсонса после концерта в Мюнхенской филармонии 12 января. Это потрясающая – прецизионная – слаженность и верность ноте всей коллективной музыкальной «личности» и нестандартное програмнное мышление самого дирижёра. За агрессивным модерном Стравинского следует... виртуозный концерт E-dur для трубы и оркестра Йоханна Непомука Хуммеля, переносящий нас в ностальгические времена немецкой романтики, когда технический прогресс ещё шёл рука об руку с красотою. Так Бетховен откликается своими скрипичными квартетами на создание современного типа смычка Франсуа Туртом Младшим, так применение чугунной рамы в фортепиано делает впервые возможной виртуозную игру Листа, так венский мастер Антон Вейдингер конструирует в последние годы XVIII века трубу с клапанами – предшественницу современной вентильной – и вот уже Гайдн и Хуммель сочиняют первые сольные концерты для нового – старого – духового инструмента.

ИЗГИБЫ УПРЯМЫХ МЕЛОДИЙ

 В уже, казалось бы, навсегда позабытые мирные пределы переносит своих слушателей солист-трубач Мартин Ангерер: во второй части – andante – забываешь действительно обо всём, о технике «тройного языка» и «двойного удара», и просто становишься одним  целым с выдохами этой трубы, этой души, сливающимися с дыханием всего оркестра. Если продолжить наши синестезические ассоциации, это как если бы за «Упрямой линией» Кандинского сразу следовала «Паулина в зелёном платье» немецкого художника-романтика Филиппа Отто Рунге, написанная им спустя два года после помолвки, заключённой в том же 1803, в котором был создан концерт Хуммеля: 

ИЗГИБЫ УПРЯМЫХ МЕЛОДИЙ

Не кисть ли это живописца, не труба ли Мартина Ангерера признаётся в любви и радуется её обретению? И мы радуемся вместе с нею.

У Хуммеля и Бетховена был общий заказчик: князь Николай Эстерхази, правивший в Айзенштадте. Когда Бетховен написал для князя в 1807 мессу c-dur, тот, привыкший к музыкальным гармониям Гайдна, скептически хмыкнул: «Что это вы опять такое сделали, дорогой маэстро?» Говорят, что Йоханн Хуммель, бывший княжеским капельмейстером и считавший, что мессу должен был написать он сам, услышав эту реплику, злорадно захохотал.

И всё же в том, что во второй части концерта звучит «просвещенческая» месса c-dur, можно увидеть определённую символику. Искусство XIX века, искусство человеческой субъективности – но и благородной, полной бетховенского достоинства субъектности – отдаёт должное религиозной форме, пусть уже и не до конца разделяя её содержания. Чем победительнее – когда нужно, величаво, когда нужно, задушевно, - звучать четыре солиста, хор и оркестр баварского радиовещания, тем отчётливее понимаешь: молиться под такую музыку невозможно. А ведь месса и есть литургия, молитва, богослужение...  И эти как бы сомневающиеся, как бы извиняющиеся аккорды в начале Sanktus‘а («Свят, свят, свят Господь Саваоф»)... И тут же - в качестве компенсации, наверное, - чуть ли не вколачиваемое звуковыми «гвоздями» Кредо...

 Спустя двенадцать лет, в своей знаменитой «Missa solemnis», чьим прообразом месса c-dur по сути является, Бетховен вольёт в старые католические мехи новое вино своего религиозно окрашенного гуманизма. Послушайте, к примеру, запись Benediktus‘а в исполнении королевского оркестра «Консертгебау» под управлением Николауса Арнонкура, чтобы увериться: мечта о новом, благословенном человечестве, «грядущем во имя Господне», не оставляла композитора никогда. Под эту музыку хорошо перечитывать юного Карла Маркса, даром, что тот был атеист...

А мы расстаёмся с коллективной музыкальной «личностью», внезапно распадающейся на просто людей – творцов и профессионалов, подаривших нам этот замечательный вечер. Особую благодарность за введение в концерт и личную беседу хочу высказать первому концертмейстеру Флориану Зонтляйтнеру (Florian Sonnleitner), в последний раз перед уходом на заслуженный отдых водившему смычок вместе с собратьями по служению музе Эвтерпе. Мысли господина Зонляйтнера, отвечающие и моим собственным впечатлениям, я как смог попробовал развить в этой небольшой заметке.

Евгений Альтайх

Другие статьи автора:
Immobilien in Berlin. Vermittlung von Immobilien in Berlin. Kauf und Verkauf von Immobilien in Deutschalnd
Russischsprachiger Rechtsanwalt (Advokat) in Berlin.
Juwelier und Schmuckwaren in Berlin. Russisches Gold in Deutschland. Gold und Silberankauf in Berlin.
Russischsprachiger Rechtsanwalt (Advokat) in Berlin
Заказ русских продуктов в Европе. Заказать русские продукты в Европе
Russischsprachige Steuerberaterin in Deutschland. Beratung und Vertretung in steuerlichen Angelegenheiten, Beratung bei grenzüberschreitenden Wirtschaftstätigkeiten, Steuerplanung.