Культовый символ бывшего «Темпельхофского поля» (Tempelhofer Feld), использовавшегося до XVIII века фермерами Шёнеберга (в настоящее время – район в административном округе Берлина Темпельхоф-Шёнеберг, Tempelhof-Schoneberg) в качестве сельскохозяйственных угодий – уникальное здание прежнего аэропорта «Темпельхоф» (длина 1,2 км) и его летное поле (общая площадь 355 га).
Место – единственное в своем роде, пронизанное гордой величавой монументальностью и историческим многообразием событий. Достаточно лишь бегло, ретроспективно «пробежать» по некоторым из них:
- территория «Темпельхофского поля», как плац для строевой подготовки солдат. Первый официальный парад берлинского военного гарнизона (1722 год);
- основание в этой местности немецкого футбольного клуба BFC Germania и премьерные матчи для зрителей (1888 год);
- показательный пролет над полем в 1909 году дирижабля LZ6 графа Фердинанда Адольфа Генриха Августа фон Цеппелина (Ferdinand Adolf Heinrich August Graf von Zeppelin);
- демонстрация своего летательного аппарата Орвиллом Райтом (Orville Wright), с установлением им сразу нескольких рекордов полета;
- вылет из Темпельхофа первого пассажирского самолета по маршруту Берлин – Кёнигсберг (1922 год);
- строительство здания и технических помещений аэропорта (1923 – 1929 годы);
- образование компании Deutsche Lufthansa Aktiengesellschaft (6 января 1926 года), осуществлявшей полеты из аэродрома в Темпельхофе.
По свидетельствам очевидцев в 30-ые годы XX века аэропорт «Темпельхоф» признавался «самым крупным, наиболее современным и единственным в Европе, до которого можно было доехать даже на общественном транспорте».
- активное строительство аэропорта и необходимых объектов к нему по проекту Эрнста Загебилья (Ernst Sagebiel, 1933 – 1945 годы). В тот период времени, при правлении нацистов, аэропорту «Темпельхоф» напрямую отводилась роль символа «сокрального пространства», новой персонификации столицы. Объяснение тому весьма прозаично: он строился на земле, когда-то принадлежавшей военно-монашескому Ордену тамплиеров («храмовники»), который был основан в Палестине, в 1119 году, «доблестным рыцарем» из провинции Шампань (Франция) Хьюго де Пейном (Hugues de Payns, фр.). Он же стал и первым великим магистром Ордена;
- в апреле 1945 года аэродромом Темпельхоф овладели советские войска. В соответствии с «Четырёхсторонним статусом Берлина», он вскоре он был передан в «Сектор оккупации США» для использования по назначению;
- использование аэропорта «Темпельхоф» военно-транспортной авиацией США и Великобритании по снабжению (товарами, продуктами) Западного Берлина, блокированного советскими войсками (начало – 26 июня 1948 года);
- осуществление первых рейсов гражданской авиации (1951 год);
- передача аэропортового комплекса и соответствующей инфраструктуры администрации Берлина (1993 год);
- прекращение всех полётов (30 октября 2008 года);
- аэропорт и его обширная территория становятся доступными для всех желающих (8 мая 2010 года). С этого момента они превращается в «урочище» для занятий спортом (бегуны, скейтеры, кайтеры, велосипедисты), для встреч и пикников, проведения состязаний по запуску воздушных змеев, разнообразных культурно – массовых мероприятий, занятий по наблюдению в телескопы за звездным небом.
- по итогам опроса общественного мнения, властями столицы было принято решение отказаться от реализации ранее предполагаемых строительных проектов на территории бывшего аэропорта (2014 год).
В настоящее время «Темпельхофское поле» находится под непосредственным управлением компании Grün Berlin GmbH (занимается озеленением городских зон), состоящей в юрисдикции федеральной земли Берлин. Её основные функциональные параметры работы на данной территории: организация и проведение различных фестивалей, ярмарок, массовых общественных и спортивных мероприятий, поддержание чистоты и живописной красоты этого городского парка.
В ближайших перспективных планах Grün Berlin GmbH монтаж различного вида спортивно – тренировочного оборудования во вновь созданных игровых комплексах на всей территории, установка спринклеров (устройства для распыления воды) и питьевых фонтанчиков, системное «формирование» зон отдыха и многое другое.
Кроме того, предполагается существенно расширить и сделать более просторными входы – выходы «летного поля». Они будут «безбарьерными» (с учетом потребностей лиц с ограниченными физическими возможностями), а некоторые из них - с оснащением системой «подсказок» для слепых. Планируется соорудить парковку для велосипедов (всего на 176 единиц), возвести специальные скоростные ограждения для гарантированной безопасности велосипедного движения и сделать дорожную разметку.
Судя по всему, наиболее сложные и трудоёмкие работы будут связаны с весьма непростой укладкой новых или отремонтированных подземных труб для электро- и водоснабжения зданий и соответствующих зон уже на территории.
Ожидается, что все работы по «малой реконструкции» объекта завершатся в будущем году.