17942

Наши на стартап-сцене. Интервью с Дарьей Марковой, основательницей коворкинга в Берлине

Выпускница берлинского МВА и московского МГИМО Дарья Маркова год назад открыла один из самых ярких коворкингов столицы Германии. Space Shack и, вправду, похож на инопланетную станцию. Лаборатория виртуальной реальности, стеклянный купол, комната сна… Это пространство будущего, для людей его творящих - стартаперов Берлина.

Мы встретились с Дашей в её «космическом хабе», чтобы обсудить все тонкости коворкингового бизнеса, стартап-сцену и узнать её немецкую историю успеха.

- Даша, у Вас удивительный коворкинг. Лично мне уже хочется остаться здесь жить. Я так понимаю, Вы на это и рассчитывали?

Да, когда мы начинали работать над концептом коворкинга, он уже существовал в Берлине больше 5 лет и сейчас это достаточно развитая индустрия. И я вижу, что с одной стороны появляется всё больше специализированных коворкингов и хабов. Это такая смесь – места для работы и площадки, где люди находят инвестиции. Часто это помешано с бизнес-инкубаторами, увеличивается специализация на индустрию. Например, только для диджитл-разработок или только для музыкальных компаний. Это первая тенденция. А вторая - это то, что мы постепенно отходим просто от места для работы – к месту - как стилю жизни. В таких хабах совмещается всё больше причин, почему люди сюда приходят. Это не только для работы, но и для того как они проводят свою жизнь.

Наши на стартап-сцене. Интервью с Дарьей Марковой, основательницей коворкинга в Берлине

Мне, вообще, кажется, что понятие разделения «работа-жизнь» появилось только с индустриализацией, и постепенно с диджитализацией будет уходить. Ведь как было раньше, если ты был булочником, это был твой стиль жизни. Это не была твоя работа. И сейчас мы приходим к такому же. Если ты дизайнер 3D, то это больше стиль жизни, чем работа. Если ты девелопер виртуальной реальности, это тоже стиль жизни. Поэтому нам хотелось поэкспериментировать: как такое пространство может выглядеть, чтобы мы были готовы к будущему.

- Даша, а расскажите подробнее, что на чём зарабатывает коворкинг?

Классический коворкинг обычно имеет 3 подушки. Первая – это физическое пространство, офисы или столы в open-space, то что может сдаваться по различным тарифам. Это может быть членский взнос, почасовая оплата. У нас в основная схема членских взносов, ты платишь ежемесячную сумму, начиная от 42 евро до 350 евро. Это база, она дает стабильность, но на ней нельзя быть профитабельным. Поэтому существует ещё две части. Это shareв services - услуги, которые разделены на всех участников коворкинга. Как, пример: чтобы у небольшой компании был хороший юрист надо заплатить много денег. Обычным стартап не может себе позволить настоящего юриста. Но если бы несколько стартапов скинулись и попросили юриста работать скопом, это стоило бы дешевле. Но так договориться сложно и в данном случае коворкинг является агентом для предоставления услуг. Мы договариваемся с юридической компанией, это их устраивает, так как для них мы – канал продаж. Но это не только юристов касается. Это целая пирамида: там бухгалтерия, вэб-дизайн и прочее.

А третья часть – это комьюнити. Тут напрямую деньги не зарабатываются, это скорее ценность для самих участников в экономии времени. Если тебе нужен девелопер, то тебе гораздо проще найти его в таком сообществе, чем просто через онлайн. Или если тебе нужен совет вэб –дизайнера, ты еще не хочешь никого нанимать, а просто нужна помощь – здесь проще такую помощь найти.

Наши на стартап-сцене. Интервью с Дарьей Марковой, основательницей коворкинга в Берлине

- Дарья, как я поняла Ваш коворкинг специализируется на стартапах (компания с короткой историей операционной деятельности, от англ. startup «стартующий»). Он для тех у кого уже есть своя команда? Это IT-сфера?

У нас очень много цифровых компаний. Примерно 90%. При этом размер не имеет значения. Начинается от оркестра из одного человека - до отделов компаний. Например, у нас сидит RWE – это большой энергетический концерн. Он посадил к нам свою инновационную лабораторию. 70% членов – это стартапы, но есть и другие.

- Это стандартная схема коворкинга? Или есть и другие?

У каждого коворкинга - своя схема. Есть те, кто больше зарабатывают на мероприятиях или те, кто больше специализируются на комиссии от сервисов. А есть совсем другие модели. Например, wework - самая большая коворкинговая структура в мире. Их рыночная стоимость 16 миллиардов долларов. У низ бизнес-модель построена на том, что они улучшают офисные помещения для владельцев недвижимости. Суть их бизнес-схемы, что первые несколько лет они получают площадку бесплатно, но даже если они потом оттуда уходят, там есть вся инфраструктура и она раскручена, как хорошая инновационная бизнес-площадка.

- И, вправду, очень интересная схема… А чем в Вашем коворкинге отличается тариф за 42 евро от 350 евро?

По факту ты платишь больше за возможность выбора: ограниченные часы помещения, ограничения по зонам. Например, ты можешь использовать все общие зоны, те же комнаты для сна, но только с 9-18 по будням. Если ты хочешь приходить по выходным, хочешь чтобы можно было оставить вещи, хочешь, чтобы только за тобой закрепленное место было - всё это стоит денег. Но при повышении стоимости у тебя только растет выбор. Например, самая высокая цена – это своя личная комната, которую ты можешь запереть, это только твоя зона. Но у тебя всё также есть возможность пользоваться общими зонами. И этот твой «личный офис» он не где-то там в коридорах большого бизнес-центра, а он все также в шаговой доступности от других членов коворкинга. Это физически должно быть устроено определённым образом.

Наши на стартап-сцене. Интервью с Дарьей Марковой, основательницей коворкинга в Берлине

- Получается, чтобы спроектировать коворкинг, сделать дизайн, всё продумать до каждой двери и полки нужен особый талант и труд и, возможно, именно от этого будет зависеть успех твоего коворкинга? То, как его примет сообщество, стартаперы…

Да, я так тоже считаю. Но из этого вытекает и другой вывод, многие компании, которые считают себя коворкингом, по факту, являются просто бизнес-центрами с хорошим маркетингом. Так называют себя, как маленький офис, в котором работает маркетинговая компания и у них осталось 10 свободных мест и они их продают; и также называется коворкингом бизнес-центр с классным брендом для стартапов; и также называемся МЫ - я бы назвала нас классическим коворкингом.

Наши на стартап-сцене. Интервью с Дарьей Марковой, основательницей коворкинга в Берлине

- А если брать саму организацию коворкинга: поиск площадки, локацию – это сложно?

Чтобы коворкинг был прибыльным нужна большая площадка, таких почти нет в центре города или стоят слишком дорого. Поэтому большое количество коворкингов находились в индустриальных районах. Наш вариант особенный в этом смысле, потому что мы находимся в середине жилого комплекса. Вот совсем недавно я интересовалась недвижимостью в других городах, потому что мы хотим развиваться, и я общалась с компанией в Санкт-Петербурге и цены там намного выше Берлина. Особенно учитывая, что нам не нужна индустриальная зона.

- Даша, расскажите, а тяжело ли для этого бизнеса найти инвесторов? Компании охотно вкладываются?

В коворкинг инвестируют очень охотно компании, которые занимаются недвижимостью. А второй тип инвесторов – крупные компании, как Microsoft, Visa. Для них это скорее способ найти рабочую силу и интересные проекты, которые каким-то способом могут поддерживать их продукты. Также в них заинтересованы инвесторы в стартапы. Но это группа всё-таки будет больше тяготеть к бизнес-инкубаторам.

- А сколько вообще прошло время с того момента, как родилась идея коворкинга до открытия Space Shaсk?

Появилась идея, пару месяцев мы убеждали инвесторов дать нам денег, потом мы ждали пока деньги придут и компания будет зарегистрирована. В Германии это очень долго. В результате были даже такие моменты, когда я ходила искала вечеринки в Берлине, где можно бесплатно поесть пиццу. Потому что в какой-то момент я оказалась без постоянного дохода и все мое время было занято коворкингом.

Наши на стартап-сцене. Интервью с Дарьей Марковой, основательницей коворкинга в Берлине

А после этого мы узнали, что строительство площадки займет больше, чем оговорено. И мы решили не ждать пока все будет готово и открыли площадку поменьше на 350 м2. Дали ей брэнд Roof Up. И она очень хорошо пошла. Это был экспериментальный проект, многое было связано с искусством. Одновременно мы готовили большой проект, в результате наш экспериментальный проект прожил год, пока мы его жестоко не убили. В итоге от начала идеи до открытия 2 года прошло.

- А зачем Вы убили Roof Up, если как говорите он был успешным?

Нужно уметь закрывать проект, который может быть тебе очень дорог, но не подходит под твои цели. Этот проект был сделан своими руками, мы там стены сами красили. У нас денег не было, когда мы его открывали. Свои деньги вложили в покупку мебели и после этого мы поняли, что этот бренд не работает для той аудитории, которую мы хотим, для людей, что горят своей идеей. Потому что туда приходили просто фрилансеры, которые наслаждаются жизнью. Они не хотят менять мир. И мы решили закрыть площадку и бренд.

- Даша, я заметила Вы всегда пишете на английском, говорите прекрасно. Скажите, для того, чтобы делать коворкинг в Берлине не обязательно говорить на немецком?

Я знаю немецкий достаточно неплохо, даже иногда соглашаюсь вести лекции на нем в техническом университете в Берлине, где у меня курс, правда, на английском. Но для коворкинга и, вправду, немецкий не обязателен. Один из первых коворкингов в Берлине был открыт иностранцем, который, вообще, не знал немецкий и это тогда, когда город еще не был таким интернациональным, как сейчас.

- А как Вы считаете, было бы интересно открыть коворкинг для русско-говорящей аудитории?

Мне не нравится сама идея ориентироваться на национальное сообщество. Я заметила, что те представители, которые фокусируются только на своем сообществе – они часто не очень успешны в бизнесе в другой стране. Нет этой открытости. Я очень люблю Москву. В Берлине не буду навсегда оставаться. Но если ориентироваться на себе похожих, ты чему-то новому не научишься.

- Дарья, мне самой всегда очень интересен путь человека в Европу. Поделитесь с BERLIN24.RU как Вы решили приехать в Германию?

Вначале, когда я жила в Москве, мне нравилось работать в искусстве. Я открыла небольшую фотостудию, но мне было очень скучно фотографировать молодых актеров и моделей, после этого была интересна некоммерческая деятельность. Я даже полгода в штатах в Вашингтоне проработала. Позже получила магистра по маркетингу и международным отношениямв МГИМО и одновременно с этим начала работать в Daimler в маркетинге. Но в какой-то момент я разочаровалась корпоративным миром. Не знала, что хочу делать дальше, решила, что учиться всегда не плохо, и пошла на MBA в Берлин. И уже находясь здесь, я окунулась в стартап-сцену. Сначала я начала консультировать стартапы, а потом открыла свой. Я занималась бизнес-девелопментом в основном - смесь продаж и маркетинга. Как преподнести свой бизнес третьим лицам. Например, первый проект был музыкальное приложение: как его надо презентовать при огромном изобилии музыкальных ресурсов.

- Видимо, Вы всегда были человеком стартапов? Любите начинать, что-то новое с нуля?

Безусловно. Но мне кажется, это не правда, что в стартапах много свободы действия, это была у меня скорее иллюзия. Но в любом случае за свои действия ты тут гораздо больше отвечаешь сам, чем в корпоративной среде и больше шансов пробить своё мнение.

- На МВА всегда очень интернациональная среда, это стало Вашим вдохновением?

Да, мне безумно хотелось продолжить работу с такими разными и интересными людьми. Это было основной мотивацией. Мне так понравилось во время МВА, когда тебя окружают 60 очень умных и безумно разных людей и мне хотелось дальше и больше.

Наши на стартап-сцене. Интервью с Дарьей Марковой, основательницей коворкинга в Берлине

- Вашей мотивацией было сделать так, чтобы вокруг был интернациональный коллектив. Люди из разных стран, чтобы Вы могли с ними общаться?

Да, моей основной мотивацией было чтобы вокруг было много умных людей. Есть такая фраза: Если ты находишься в комнате, и ты видишь человека умнее тебя, ты должен подойти к нему. Если ты смотришь вокруг и видишь, что ты умнее всех – выйди из нее… Я никогда не думала, что я умнее всех, но мне хотелось находиться в ситуации, где все люди вокруг меня занимались тем, чего я не понимаю. Это самый лучший путь к личностному развитию.

- Получается, Ваша личная мотивация привела к бизнесу?

Да, так и получилось.

- И как Вы решили сфокусироваться именно на коворкинге?

К этому бизнесу я пришла тоже через МВА, через своего сокурсника. Он работал над проектом, связанным с площадкой недвижимостью. В какой-то момент их проект сделал крутой поворот в сторону коворкинга и поскольку они знали, что мне это интересно эта команда меня к себе пригласила просто посмотреть с точки зрения бизнес-девелопмента, маркетинга, презентации продукта. И поскольку я до этого много консультировала стартапы, появилась и вторая цель - повысить качество стартапов в Берлине. Я в какой-то момент заметила, что качество стартапов очень не высокое. Большинство проектов не представляет ничего особенного. Достаточно низкий уровень в среднем и команд, и проектов, и подготовки. И у меня появилось такая идея – мы хотим повысить качество стартапов, чтобы больше классных проектов пробивались, чтобы люди с хорошими идеями собирали хорошие команды, улучшали свои идеи. Тогда пусть это будет коворкинг для людей с большими идеями. Наш слоган звучит как «Для тех, кто одержим своими идеями». И от этого концепта мы разработали свою площадку. И что особенно в нашем коворкинге важно, что тут так много зон и для работы, и для отдыха. Для работы всевозможные сидячие, лежачие и стоячие рабочие места. Шумные и тихие зоны, закрытые комнаты, 1000 и один уголок, плюс к этому – комната для сна, душ, лаборатория виртуальной реальности, кафе, плэйстэйшн, все на свете.

- Дарья, Вы из Москвы. Это как-то помогает Вам в бизнесе, что Вы из такого крупного мегаполиса и, вообще, из России?

Помогает тот факт, что Москва более динамичный город. Берлин очень спокойный. Здесь люди ценят свой стиль жизни, не хотят напрягаться. Но стартап среда отличается от этого. Здесь модно работать 24 часа в сутки и в этом есть что-то похожее с Москвой, когда работа - это твое всё. И в этом мне помогает мой российский опыт. Я не жалуюсь на это напряжение. Мне с этим проще и энергии больше хватает.

- Тогда у меня к Вам последний вопрос: какое качество больше всего помогает Вам в бизнесе? Заметила, что всегда бизнесмены называют абсолютно разные вещи…

У меня это однозначно - азарт к стрессовым ситуациям. Мне нравится, когда встречаются сложные переговоры, которые меня объективно пугают. Тогда у меня появляется чувство азарта: надо ворваться, поменять правила игры и установить свои.

 

Об авторе: Мария Волкова - более 10 лет в бизнес-журналистике, обозреватель радиостанции Business FM 87,5 Moscow, работала корреспондентом на телеканале РБК.

 

Другие статьи автора:
Russischsprachiger Rechtsanwalt (Advokat) in Berlin
Заказ русских продуктов в Европе. Заказать русские продукты в Европе
Russischsprachige Steuerberaterin in Deutschland. Beratung und Vertretung in steuerlichen Angelegenheiten, Beratung bei grenzüberschreitenden Wirtschaftstätigkeiten, Steuerplanung.
Immobilien in Berlin. Vermittlung von Immobilien in Berlin. Kauf und Verkauf von Immobilien in Deutschalnd
Russischsprachiger Rechtsanwalt (Advokat) in Berlin.
Juwelier und Schmuckwaren in Berlin. Russisches Gold in Deutschland. Gold und Silberankauf in Berlin.